ХИКИКОМОРИ
Хикикомори (дословно «отрываться, отходить,
устраняться», «быть заточенным, заключенным») – японский термин, используемый
для обозначения особого расстройства социальной адаптации у подростков и
молодых людей, заключающегося в полном избегании любых контактов с социумом.
Согласно психологу Сайто Тамаки,
в Японии насчитывается до 1 миллиона хикикомори (20%
от всех молодых (до 30 лет) людей в Японии или 1% от всего населения Японии).
Поразительная цифра, но официальная статистика министерства здравоохранения
Японии называет более скромную - 50 тысяч человек.
Многие, если не большинство, находясь в обществе («среди людей»),
испытывают те или иные неудобства (дискомфорт, страх, чувство опасности,
стеснение, чувство неполноценности, панику – вплоть до серьезных соматических
симптомов типа сердцебиения, потоотделения, пищеварительных расстройств, болей,
даже обморока) – все это называют «социофобией»,
навязчивыми состояниями, расстройствами личности. Обычно с этим борются
с помощью фармакологических препаратов (анксиолитиков,
снимающих чувство тревоги, транквилизаторов, антидепрессантов) и психотерапии.
Однако хикикомори борются с этим одним способом –
полностью устраняясь от общества. Целыми днями они безвыходно сидят в своих
комнатах, не выходят из дома годами, а то и десятилетиями. Днем они обычно
спят, а ночью смотрят телевизор, играют в компьютер, сидят в Интернете или мобильных чатах, читают или просто часами смотрят в стену.
Естественно, их содержат родители, в доме которых они живут (хотя они могут
жить и отдельно от родителей).
Все это не
случается «в один прекрасный день»; прежде чем хикикомори
«запрёт дверь своей комнаты» на годы, он постепенно проходит путь (иногда
довольно долгий) все большей и большей социальной изоляции. Будущие хикикомори чувствуют себя и выглядят все более и более
несчастными, испытывают все более и более трудно переносимые чувства
небезопасности, неполноценности, общаются с людьми все меньше и меньше. Нередко
они подвергаются унижениям в школе, испытывают давление со стороны родителей,
которые требуют от них успехов, выполнения социальных требований.
Распорядок дня
«среднего» хикикомори выглядит примерно так: ложится
спать рано утром, а просыпается к вечеру - после обеда. Проснувшись, он может
просто сидеть в своей комнате, пинать стенку, слушать музыку, читать, сидеть в
Интернете и в мобильных чатах. Не все хикикомори всё время торчат в своей комнате, некоторые
выходят на улицу, когда стемнеет – обычно для того, чтобы купить еду. Как правило же, хикикомори кормят
родители, в буквальном смысле оставляя еду под дверью их комнат или квартир!
Или же ночью, когда члены семьи засыпают, хикикомори
выходит («прокрадывается»!) на кухню, чтобы поесть.
Такое длительное
отсутствие социальных контактов и одиночество, естественно, не может не
сказываться на психике хикикомори. Единственной
реальностью для них становится мир манга, телевидения
и компьютерных игр.
В 2004 году
студент голландской киношколы Даниель Сугавара снял
фильм «Тамаго», рассказывающий о жизни японского
мальчика Киёши, который более 3 лет безвыходно прожил
на кухне дома своих родителей. Его родители ничего не могли с ним поделать и
стыдились его. Другим людям они говорили, что он учится за границей.
Единственный человек, с которым Киёши общался, была
его маленькая сестра. Через Интернет он общался с молодыми людьми, которые, так
же как и он, устранились от общественной и семейной жизни. С ними он общался о
том, что его занимало больше всего – игра на барабанах, секс, компьютерные
игры, фильмы, «жизнь и смерть».
Обычно родители
неосознанно поддерживают такую добровольную изоляцию своего ребенка
(большинство хикикомори – юноши), не имея возможности
или способности распознать проблему, увидеть ее серьезность. Это связано и с
особыми отношениями между матерью и сыном, характерными для японского общества
(воспитанием ребенка в Японии занимается по большей части мать, поэтому отец
перекладывает на нее проблему хикикомори), – взаимной
эмоциональной зависимостью, которую в Японии называют «амаэ» (amae). Этот негласный договор между
родителями и ребенком (о том, чтобы родители не предпринимали попыток изменить
жизнь хикикомори и вели себя по отношению к нему как
можно более пассивно) называют «странным миром» (strange peace).
Японский психолог
Такео Дои объясняет феномен амаэ как уникальное явление японской культуры. Амаэ – это существительное, образованное от непереходного
глагола «амаэру»
(amaeru), которое Дои переводит
как «зависеть от благосклонности (доброжелательности, расположенности) другого
человека и злоупотреблять ею». Это выражается в «беспомощности и желании быть
любимым». Амаэру можно также определить как
«потребность в зависимости». Словарь дает перевод амаэру как «полагаться на (добрую) волю другого», «зависеть
от настроения другого», «вести себя как капризный (плохо воспитанный,
испорченный) ребенок», «быть кокетливым», «уговаривать, задабривать», «играть
на чувствах, манипулировать» и т.д. Дои указывает
на то, что амаэ характерно не только и столько для
отношений между матерью и ребенком (это, скорее, «психологический прототип»,
модель амаэ), но и для отношений между братом и
сестрой, боссом и подчиненным, друзьями, мужем, который приходит домой пьяным,
и женой, которая раздевает его, укладывает его в постель и т.д., – «амаэ пронизывает жизнь всех японцев». Амаэ
подразумевает незрелость, но также входит и в романтические, любовные отношения
японцев, в которых они поощряют невинность, наивность, беспомощность,
преданность.
Часто хикикомори злятся на себя за свою неполноценность и за то,
что не могут преодолеть свою проблему, предпринимают аутоагрессивные
действия (наносят себе раны, пытаются покончить с собой), испытывают гнев,
проявляют враждебность к своим родителям, вплоть до насильственных действий,
особенно когда те требуют от них выйти из своих комнат, «заняться чем-нибудь».
Однако в последние годы проблема насилия со стороны хикикомори
обострилась.
* * *
НЕВАДА-ТЯН
В 1997 году в
городе Кобэ 14-летний школьник Сейто
Сакакибара убил 11-летнего мальчика и 10-летнюю
девочку. Настоящее имя убийцы неизвестно, т.к. японское законодательство
запрещает разглашение информации о личности несовершеннолетних преступников (в
официальных документах Сакакибара фигурирует как
«Мальчик А»). Сакакибара был
классическим хикикомори и отаку (человеком, помешанным на манга и анимэ; иногда хикикомори называют «крайним случаем отаку»),
при обыске в его комнате были найдены тысячи порнографических комиксов, фильмов
и хентай. В возрасте 12 лет он проявлял жестокость по
отношению к животным (он выстраивал несколько жаб в ряд, а потом проезжал по
ним на своем велосипеде). Здесь можно вспомнить случай японского серийного
убийцы Цутому Миядзаки,
убившего в 1988 и 1989 годах четырех девочек в возрасте от 4 до 7 лет и
съевшего двух из них. Миядзаки тоже был отаку, в его квартире было найдено более шести тысяч (!) хентай и фильмов ужасов. В своих
убийствах Миядзаки пытался воспроизвести сцены из
японского хоррор-сериала «Guinea Pig» (любимая часть Миядзаки называлась «Цветок плоти и крови» или «Медленная
смерть: Расчленение»). Миядзаки
приговорен к смерти через повешение и в настоящее
время пребывает в камере смертников (казнь должна состояться в 2006). Сейчас
его жизнь ненамного отличается от его прошлой повседневной жизни на свободе –
он так же целыми днями читает манга и смотрит
телевизор. Несмотря на то, что Миядзаки поставили
диагноз шизофрения, его признали вменяемым.
В 2000 году
17-летний японец захватил автобус с пассажирами и убил одного человека.
Выяснилось, что молодой человек был хикикомори, но
родители не знали как с ним быть и на два месяца
отправили его в психиатрическую больницу. Он почувствовал себя преданным и
покинутым и «решил отомстить» родителям.
В июне 2003
22-летний Хироюки Цучида
забил до смерти свою мать бейсбольной битой и был приговорен к 14 годам
тюремного заключения. Он сказал, что анимэ-сериал
«Неон Генезис Евангелион» помог ему осознать, что
человеческая раса – это ненужные природе существа. Начать очищать землю от
людей он решил со своей семьи.
1 июня 2004 года в начальной школе Окубо в
городе Сасебо 11-летняя японская девочка убила свою
12-летнюю одноклассницу Сатоми Митари,
перерезав ей горло и разрезав руки ножом для бумаги. Имя девочки-убийцы также
неизвестно (в официальных документах она фигурирует как «Девочка А»), но анимэ-персонаж, которому
она послужила прототипом, стал очень популярен в Интернете. Анимешка
Невада-тян (на «Девочке А»,
как считается, в день убийства был джемпер с надписью «Nevada» на груди) изображается с
короткими темными волосами, в этом самом
джемпере, заляпанном кровью, со зловещей улыбкой и с ножом для бумаги в руке.
Когда ее
арестовали, «Девочка А» сказала: «Я сделала плохую
вещь. Простите меня, простите меня». Непосредственным поводом для убийства
послужило то, что накануне Сатоми Митари
оставила на вебсайте «Девочки А»
оскорбительный комментарий. «Девочка А» часто
проявляла агрессивность к своим одноклассникам и признаки социальной фобии,
хотя, к примеру, занималась баскетболом.
Причины явления хикикомори прежде всего
социальные. В последние несколько десятков лет молодые люди становятся
все более не способны выполнять требования, которые предъявляет им
современное общество. Они не способны сформировать или различить свои «татэмаэ»
(«социальную роль», «маску», «фасад» – к этому у японского общества очень и
очень высокие требования) и «хоннэ» («настоящее Я», «настоящую личность», «себя
самого»). Средний класс в постиндустриальном обществе Японии достиг такого
уровня жизни, что родители могут себе позволить содержать детей до вполне
почтенного возраста. В бедных японских семьях хикикомори
не встречаются, т.к. дети рано сталкиваются с проблемой «как заработать себе на
жизнь» и вынуждены «идти в люди», чтобы работать, даже с серьезными проблемами
с общением. Наконец, последние лет десять были для Японии временем
относительного экономического застоя и нестабильности на рынке труда. На
хорошую работу стало труднее попасть, что предъявляет повышенные требования к
школьникам и студентам университетов – стало сложнее учиться, а гарантий, что
ты будешь работать (так же как и твои родители) в какой-нибудь гигантской
транснациональной корпорации, стало меньше, чем лет 15-20 назад. Молодые люди
понимают, что система их отцов и дедушек уже не работает, поэтому, не видя
ясной цели в жизни, они становятся хикикомори.
©2006
VitaExtensa